Тем, кто хоть немного знаком с историей архитектуры, не раз попадались на глаза предметы освещения в старинных интерьерах – готическом, барокко, модерн и прочих стилях, включая и недавний сталинский ампир, когда тяжёлые люстры, свисающие с потолка, видны из любой точки помещения и поражают воображение своими размерами. Напольные кованые, бронзовые, латунные и даже золотые светильники устанавливались в тех местах, где требовалось больше света, чем обычно, настенные же точечные или двойные бра, выполненные либо из дерева, либо из металла, подсвечивали длинные переходы и коридоры старинных домов.
Но, если копнуть в историю ещё глубже в античные времена, то можно вспомнить, что на стенах, выполненных из полированного мрамора, висели такие же мраморные светильники, в которые либо наливалось масло, и поджигался фитиль либо вставлялись факелы. Массивный непроницаемый корпус светильника полностью скрывал отблески от источника огня, направлял весь световой поток вверх по стене до плоского либо сводчатого потолка. При наличии большого количества равномерно установленных по стенам помещения таких светильников, комнаты озарялись мягким светом, отражающимся от глянцевой светлой поверхности стен и потолков. Такие светильники гармонично вписывались в интерьер, имея на своём корпусе те же узоры, что барельефы и лепнина в помещении.
Возврат к античности
Сегодня осветительном рынке можно всё чаще встретить стилизованные под античные времена светильники. Конечно, далеко не каждому по карману мраморные бра, поэтому в моду входят аналогичные по внешнему виду, но выполненные из гипса бра и накладные точечные светильники. Конечно, оборудованы они уже не резервуаром для масла, а патроном для лампы накаливания, либо светодиодов. В современном интерьере с преобладающими светлыми тонами такие приборы освещения просто незаменимы . Установленные в правильном порядке и на нужной высоте они помогают ощутить присутствие Греции или Италии античных времен.
Модернизация истории
Учитывая моду последних десятилетий на точечные светильники, вмонтированные в подвесные потолки, современные производители выпускают гипсовые потолочные светильники самых разных форм. Это позволяет задать дух прошлого в помещении, наполнить его мягким рассеивающим светом. Часто, в структуру гипса ложатся различные полимерные волокна для армирования конструкции и повышения её ударопрочности.
При реализации дизайна в помещении важно соблюсти независимое включение потолочных и настенных гипсовых светильников, а также, установить реостаты для возможности изменения светового потока. Это позволит, при необходимости, обеспечить хорошее освещение пространства, а в поздние часы даст возможность насладиться лёгкой подсветкой от стен и потолка, создав неповторимую атмосферу античных времен в доме. Лампочки желательно использовать энергосберегающие, с тёплым светом, температурой менее 3000 К, что повышает уют интерьера.
Важная особенность, которую имеют гипсовые потолочные светильники точечные, заключается в том, что их можно окрасить в цвет стен или потолка помещения, либо, наоборот, в контрастный оттенок с ними. Интерьерная акриловая краска одинаково хорошо ложится как на подготовленную под окраску поверхность стен, так и на корпус светильника. Установка и способ крепления настенных гипсовых светильников зависит от особенностей конструкции – светильники могут вешаться на механические крепления или фиксироваться при помощи клея. Потолочные же модели имеют либо установочные клипсы, позволяющие надёжно закрепить светильник в отверстии в подвесном потолке, либо крепятся при помощи винтов в заранее установленную металлическую планку в потолке.
Важный совет для дизайнеров и будущих новосёлов – если вы задумываетесь над античным дизайном – смело выбирайте гипсовые светильники точечные и внедряйте их в ваши интерьеры – мода на них не кончится никогда.